Большой экран, великолепный объемный звук, невероятный эффект присутствия с 3D — все это, вы, наверное, уже видели в местном кинотеатре, но, знаете ли вы, чем отличается IMAX от обычного кино? Почему режиссеры и кинематографисты выбирают формат IMAX? Почему для IMAX не подходят обычные 3D очки?

Как работает IMAX?

IMAX (аббр. Image + Maximum) — система камер, проекторов и фильмов высокого разрешения (2К и 4K) используемая в кинотеатрах всего мира. IMAX использует формат пленки 15/70, где каждый кадр имеет ширину 15 перфораций и высоту 70 миллиметров, что делает пленку IMAX примерно в 10 раз больше, чем стандартная 35-миллиметровая пленка, которую мы видим в обычных кинотеатрах.

Экран IMAX больше, чем экран в обычном зале и составляет 22×16,1 м. Огромный размер пленки и экрана не позволяет проецировать ее с помощью 35-мм и обычного 70-мм проектора, поэтому IMAX создал свою собственную технологию проецирования с двумя проекторами и вакуумом для всасывания пленки, более медленным затвором и ксеноновой лампой с водяным охлаждением, чтобы сделать изображение более ярким. Конечный продукт весит около двух тонн и является размером в небольшую машину.

В результате получается очень четкое, яркое изображение, которое полностью заполняет ваше поле зрения. Движение и свет настолько четкие и яркие, что некоторых может стошнить от просмотра, поэтому, если вы беспокоитесь об этом, попробуйте сесть так далеко, как только можете. В кинотеатрах IMAX также используется продвинутая звуковая система с 6 различными каналами, а иногда — даже больше.

Как снимаются IMAX фильмы?

Для съемки фильмов в IMAX используются несерийные камеры, которые выдают максимально возможное разрешение в 4K и намного больше обычных камер.

Камера IMAX весит около 100 кг и нуждается в специальной оснастке и опорах, чтобы иметь возможность передвигаться. Это намного больше, чем вес стандартных камер, например такой, как Arri Alexa, которая весит 18 кг.

Камеры для IMAX не только огромные, но и издают громкий шум, который слышен на всю съемочную площадку. Звук должен быть полностью перезаписан после съемки, что увеличивает время работ, и бюджеты.

В IMAX все максимально большое, поэтому неудивительно, что аренда одной камеры стоит около 100 000 долларов в день. Но несмотря на высокую стоимость аренды, многие режиссеры все еще считают целесообразным использовать камеры IMAX для достижения максимально возможного разрешения картины.

IMAX DMR

IMAX DMR (аббр. Digital Media Remastering) — это цифровой ремастеринг фильмов снятых на меньшую пленку в формат IMAX. Для этого 35-мм пленку полностью сканируют и увеличивают ее разрешение. С помощью компьютерной обработки увеличивают ее резкость, чтобы акцентировать внимание на важных элементах изображения, и сделать отснятый материал еще более четким, чем в оригинальной цифровой версии.

Ремастеринг может повысить разрешение до 2K или даже 4K. Далее весь материал печатается на 70-миллиметровой пленке с помощью фильм-рекордера.

IMAX 3D

IMAX Digital 3D — пассивная 3D технология. Чтобы каждый глаз мог видеть разное изображение в очках используются поляризационные фильтры. Из-за этого очки могут казаться темнее на одном глазу, чем на другом — каждая из линз должна блокировать определенные спектры света.

Очки в кинотеатрах IMAX больше, чем обычные очки — им нужно компенсировать большее поле зрения чем в обычном зале.